Статьи на сайте Русификаторы для OziExplorer


Ориентирование

Условные знаки

Основные понятия Населенные пункты Отдельные объекты Дороги Гидрография Растительный покров Грунты Рельеф На главную

МЕСТНОСТЬ

Основные понятия и определения

Под понятием местность подразумевается определенный участок земной поверхности. Неровности, образующие земную поверхность, называются рельефом местности, а все расположенные на ней предметы, созданные природой или трудом человека (реки, населенные пункты, дороги и т. п.), — местными предметами.
Рельеф и местные предметы являются основными топографическими элементами местности. Строение рельефа местности и характер местных предметов, расположенных на ней, в основном и определяют влияние данной местности на организацию ориентирования, маскировки, а также на проходимость.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕСТНОСТИ

Типовые формы рельефа местности и их характеристика
Все многообразие неровностей, образующих земную поверхность, можно подразделить на различающиеся между собой формы, которые принято называть основными типовыми формами рельефа. К ним относятся формы рельефа.
1. Гора — возвышенность, имеющая, как правило, куполообразную или коническую форму. Верхняя часть горы, называемая вершиной, может иметь вид купола (куполообразная гора) или плоской ровной площадки (плато), или же заканчивается острием (пик). Нижняя часть горы (основание) называется подошвой, а склоны от вершины к подошве — скатами. По своей форме скат может быть ровный, выпуклый, вогнутый и волнистый. Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы. Выпуклы и скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым непросматриваемые участки при обзоре ската с вершины возвышенности. Волнистым называют такой скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т. д.; он представляет собой сочетание различных скатов. Волнистый скат создает неблагоприятные условия для обзора местности, так как наличие на нем перегибов не позволяет просматривать весь скат. В то же время такие перегибы ската часто создают благоприятные условия для скрытного передвижения и подхода к намеченному объекту.
В зависимости от крутизны скаты подразделяются на пологие (до 10°), средней крутизны (10—20°), крутые (20—30°), очень крутые (30—60°) и обрывистые (свыше 60°).
Под крутизной ската (КС) понимается угол, образованный наклонной поверхностью ската и горизонтальной плоскостью (рис. 1). Величина этого угла обычно выражается в градусах, но может быть выражена и в любых других угловых мерах, например в тысячных. Крутизну ската можно определить как-непосредственно на местности, так и по карте . Небольшую по высоте гору, у которой ясно выражены подошва, скаты и вершина, называют холмом. Высота холмов над окружающей местностью, как правило, не превышает 200 м. Искусственно созданные холмы называются курганами.
2. Хребет— сочетание нескольких возвышенностей, вытянутых в одном направлении, или одна такая возвышенность. Линия, которая соединяет наивысшие точки вдоль хребта (или любой другой возвышенности) и от которой в противоположные стороны расходятся скаты, называется водоразделом или топографическим гребнем.
 

3. Котловина— хорошо различимое на местности понижение, имеющее форму замкнутой чашеобразной впадины. Место, откуда начинается понижение, называется окраиной котловины, а самая низкая часть котловины— дном. Небольшая котловина называется ямой.
 
 

4. Лощина — вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности. Линия, соединяющая низшие точки по дну лощины, называется водосливом. Лощины, расположенные на равнине или на пологом склоне горы и имеющие резко очерченные границы, от которых ко дну лощины идут крутые обрывистые скаты, называются оврагами.
 
 

5. Седловина — пониженная часть хребта, расположенная между двумя соседними вершинами. Седловина почти всегда является местом начала двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горной местности пути сообщения через хребты, как правило, идут через седловины. Такие седловины называются перевалами. Гора, хребет, котловина, лощина и седловина являются типовыми формами рельефа; вершина, дно котловины — характерными точками, а водослив и водораздел — характерными линиями рельефа. Эти точки и линии составляют как бы скелет (остов) рельефа, определяющий общий характер и взаимное расположение неровностей данной местности.
 

Местные предметы и их характеристика

Ранее указывалось, что к местным предметам относится все то, что создано на местности природой и трудом человека. Следовательно, даже на сравнительно небольшом участке земной поверхности можно наблюдать большое количество разнообразных местных предметов. В практике принято все местные предметы подразделять на следующие основные группы.
1. Населенные пункты — города, поселки городского и дачного типа, поселки сельского типа (деревни, села), отдельные жилые постройки (дворы). Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости данной местности. Населенные пункты, являясь местом жительства и трудовой деятельности людей, одновременно являются местом сосредоточения производственных предприятий, социально-культурных объектов и других материальных и культурных ценностей. Во многих случаях населенные пункты являются узловыми пунктами путей сообщения.
2. Дорожная сеть —- железные дороги, автострады, шоссе, грунтовые улучшенные и проселочные, полевые и лесные дороги, тропы. Степенью развитости дорожной сети и качеством дорог определяются условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств. Основными техническими характеристиками дорог являются ширина проезжей части, материал покрытия, качество дорожных сооружений через препятствия. Наиболее распространенная ширина автомобильных дорог для двустороннего движения (кроме автострад) 6,5—7,5 м. По характеру покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием (шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте (проселочные, полевые, лесные), Железные дороги характеризуются шириной колеи, числом путей, количеством и типом станций. Эти данные и определяют пропускную способность железных дорог.
3.Линии и сооружения связи — телеграфные и телефонные линии, радиостанции, телефонные станции, телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения. Наличие средств связи позволяет быстро устанавливать и постоянно поддерживать сношения между населенными пунктами, организациями, учреждениями на большие расстояния. Передача посредством связи различного рода информации обеспечивает возможность своевременно ориентироваться в обстановке и событиях, отдавать распоряжения, представлять донесения, осуществлять руководство и управление.
4 Воды и сооружения при них — реки, каналы, озера, плотины, пристани, мосты, паромы, створные знаки и т. п. Водные объекты, их наличие и характеристика, с одной стороны, определяют степень изрезанности местности препятствиями, а с другой — создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям. Основными показателями, характеризующими реку, являются ширина реки, скорость течения, грунт дна, глубина, а также подходы к реке. По ширине русла реки часто подразделяют на узкие (до 60 м), средние (60—300 м) и широкие (более 300 ж). Средняя скорость течения спокойных относительно небольших рек, протекающих по равнинной местности, около 0,5—0,6 м/сек, крупных равнинных рек — до 1 м/сек, горных рек — до 3—6 м/сек, а иногда и больше.
5 Почвенно-растительный покров — леса, кустарники, сады, луга, огороды, болота, пески и т. п. Основные характеристики леса определяются породой деревьев, их возрастом, толщиной, высотой и густотой насаждения.
По данным возраста леса, высоты и толщины деревьев лес принято разделять:
— на молодой лес — высота деревьев 4—6 м, толщина 5—15 см,
— на средневозрастной —высота деревьев 6—10 м, толщина около 20 см;
- на спелый лес — высота деревьев более 10 м, толщина более 20—25 см.
По густоте лес подразделяется на густой лес — расстояние между деревьями менее 10 м, лес средней густоты—10—15 м, редкий лес—15—30 м.
Грунты при их характеристике в практике подразделяют на скалистые и рыхлые. Рыхлые грунты покрывают подавляющую часть суши. Каменистые грунты чаще всего распространены в горных районах.
К болотам относятся сильно увлажненные участки местности, покрытые слоем вязкого грунта, чаще всего торфа. По проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Сведения о проходимости болот можно получить по топографической карте.
Песчаные грунты распространены повсюду. Особенно их много в пустынях. В сухом состоянии без дернового покрова пески значительно затрудняют движение колесных машин. При увлажнении, после выпадения обильных дождей пески уплотняются и проходимость их повышается.
Из приведенной краткой характеристики основных топографических элементов местности видно, с каким многообразием элементов рельефа и местных предметов можно встретиться при изучении и оценке местности в ходе выполнения боевых задач. Однако в силу географических и природных условий топографические элементы местности, находясь во взаимосвязи друг с другом, образуют сравнительно,однообразные разновидности местности, занимающие довольно обширные территории,что позволяет определить более или менее общие свойства, характерные для данной разновидности местности.
 

Основные разновидности местности.

В зависимости - от характера рельефа местность подразделяется на равнинную, холмистую и горную. По характеру почвенно-растительного покрова местность может быть лесистой, болотистой, пустынной, степной. Сочетание рельефа и местных предметов создает другие разновидности местности : горно-лесистую, если горная местность покрыта лесом; лесисто-болотистую, если лес расположен на болотистой местности, и т.п.

К равнинной местности относятся участки, поверхность которых в пределах видимого горизонта представляется ровной или слабовсхолмленной, имеющей в большинстве случаев общий наклон (понижение) в какую-нибудь сторону. На небольших участках равнинной местности этот наклон может быть незаметен. Для равнинной местности характерны незначительная крутизна скатов (1-2°) и отсутствие резко выраженных неровностей поверхности.
Равнинная местность может быть открытой, если на местности нет местных предметов, ограничивающих обзор и наблюдение, или закрытой, если местность покрыта лесом, кустарником или на ней много населенных пунктов.
При наличии большого количества рек, озер и болот равнинная местность приобретает свойства пересеченной местности.
Наличие на равнинной местности даже незначительного количества рек, болот, оврагов ограничивает возможность движения машин вне дорог. Покрывающие равнину глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты допускают беспрепятственное движение в сухую погоду летом и в морозный период зимой. В состоянии сильной увлажненности такие грунты затрудняют движение, а зачастую становятся практически непроходимы.

Холмистая местность отличается от равнинной наличием возвышенностей и углублений, которые имеют в большинстве случаев некрутые подъемы и спуски с преобладающей крутизной скатов в пределах 2-3°.

Горная местность имеет резко выраженные возвышенности и углубления. Преобладающими формами рельефа являются горы, хребты, лощины, ущелья. Скаты этих форм рельефа, как правило, крутые, скалистые, нередко переходящие в обрывы. Горные хребты обычно разделены ущельями и большими глубокими долинами.
Ориентирование в горах затруднительно, так как многие возвышенности имеют сходное друг с другом очертание, а при наблюдении горных вершин с другой стороны их конфигурация часто изменяется до неузнаваемости.

К лесистой местности относятся участки, свыше 50% площади которых покрыто лесом. Лес подразделяется на густой, когда кроны деревьев сходятся или когда расстояние между кронами не превышает их диаметра, и редкий, когда деревья в лесу стоят на значительном удалении одно от другого. В зависимости от породы деревьев лес делится на хвойный (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница) и лиственный (береза, осина, липа, дуб, бук и др.). Лес, в котором смешаны различные породы деревьев, называют смешанным. Образование завалов резко снижает проходимость леса. Лесные пожары представляют большую угрозу для человека. Температура в зоне пожаров может достигать 400-900° С, а скорость распространения пожаров при сильном ветре может достигать до 20-25 км/ч.

Болотистая местность ограничивает передвижение человека. Это свойство болотистой местности в основном зависит от характера и типа болот, а также от времени года и погоды. Так, например, летом после больших дождей проходимость болот резко снижается. Весной болота наиболее труднопроходимы; зимой они могут служить удобными путями движения.
По условиям проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимыми обычно являются моховые болота, покрытые сплошным слоем старого (отмершего) мха или слоем торфа.
Наличие на болоте поросли березы и осины свидетельствует о слабости верхнего почвенно-растительного слоя.
Непроходимые болота опознаются по плавающему на воде почвенно-растительному покрову (зыбуны), а также по наличию на болоте камыша (тростника) или пушицы.
В передвижении на болотистой местности надо организовать тщательную разведку болот и особенно перемычек (проходов) между ними. Практика показала, что на труднопроходимой болотистой местности часто имеются узкие полосы, допускающие движение. Опознать на болоте такие места можно по наличию кротовых кочек, по густой траве вперемежку с осокой и по участкам, где имеется поросль соснового леса.

Лесисто-болотистая местность характеризуется преобладанием на ней крупных лесных массивов, расположенных на рыхлом грунте, и большим количеством болот, ручьев, рек и озер.

Пустынная местность - большой участок земной поверхности, покрытый, как правило, песками или, что бывает реже, имеющий каменистый или глинистый грунт. Пустынная местность обычно представляет собой равнину или несколько всхолмленную поверхность.
Для пустынь характерны засушливый климат, жаркое лето и холодная зима. Растительность в пустыне почти отсутствует, а растущие местами травы редкие и четкие. Водоемов мало, а встречающиеся колодцы зачастую содержат соленую или горько-соленую воду.
В пустынных районах мало населенных пунктов, слабо развита сеть грунтовых и шоссейных дорог. Основным препятствием для движения в пустынях являются сыпучие пески и особенно барханы.
Ориентирование в пустынях из-за однообразия форм рельефа, отсутствия растительности и малой обжитости местности затруднительно. Поэтому ориентируются в пустыне чаще всего с помощью компаса, а также по небесным светилам и искусственным ориентирам.
Расстояния до местных предметов в пустынях всегда кажутся меньше действительных, поэтому при недостаточной опытности в определении расстояний простейшими способами можно ошибиться до 50% в сторону уменьшения.

Степная местность представляет собой значительную по площади равнину, покрытую, как правило, травянистой растительностью. В большинстве случаев такая местность обладает свойствами открытой и равнинной местности. Иногда степь бывает изрезана глубокими оврагами и балками; тогда она относится к пересеченной местности.
 

ТОПОГРАФИЯ

Топографическая подготовка - специфический раздел теоретической подготовки, без овладения которым не может быть речи о решении таких задач, как разработка маршрута и уверенное его прохождение.

Карта и схема.

Основой топографической подготовки является работа с картографическим материалом, а также глазомерная съемка маршрута и изучение теории картографии.
В практике используются различные картографические материалы: карты, планы, специальные туристские картографические издания.
Карта (план) - уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе.
Географические карты принято классифицировать по содержанию и масштабам. По содержанию они делятся на общегеографические и тематические.
На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры. Содержание географических карт разрабатывается на основе согласования требований к картам различных организаций.
На тематических картах подробно изображаются отдельные явления, составляющие тему карты (например, растительные зоны пли полезные ископаемые). Содержание карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие ее тему, четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов местности.
Географические карты по масштабу изображения подразделяются на ряд типов.
Обзорно-географические карты (масштаб мельче 1:1000000) содержат изображение значительных частей земной поверхности (областей, стран) и применяются главным образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для общего ознакомления с районом.
Обзорно-топографические (масштаба 1:200 000-1:500 000) и политико-административные (масштаба 1 : 500 000-1 :750 000) карты более подробны и точны, чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов, не требующих высокой точности.
Топографические карты благодаря крупным масштабам отличаются богатством содержания и высокой геометрической точностью. Чаще используются выкопировки из карт масштаба 1:100000.
Гипсометрические карты - основное содержание их составляет рельеф, изображенный горизонталями - кривыми замкнутыми линиями. Каждая горизонталь обозначает горизонтальный контур соответствующей неровности, все точки которого расположены на местности на одной высоте над уровнем моря. Высоты сечений для изображения рельефа горизонталями зависят от масштаба, в котором составлена карта. Нормальной, установленной для карт, считается высота сечения, равная 0,02 величины масштаба карты (5 м при масштабе 1:25000, 20 м - при 1:100000, 40 м -при 1:200000, 100 м -при 1:500000, 200 м -при 1: : 1000 000). Для гипсометрических карт важно, чтобы положение объектов в плане, а также пространственные формы и размеры земной поверхности изображались с наибольшей точностью и подробностью, допускаемыми масштабом карты.
Планы лесоустройства и землеустройствасоставлены на территории, входящие в Государственный лесной фонд. Они бывают двух масштабов: черно-белые- 1:10000, цветные- 1:25000. На лесопланах показано все, что относится к ведению лесного хозяйства: просеки, контуры леса и вырубок, основные дороги, ручьи, болота (обобщенные). Рельеф на планы не наносится. Лес на плане изображается разбитым на кварталы системой просек. Просеки ориентированы по географическому или магнитному меридиану, сторона квартала равна 1000 или 500 м. Кварталы нумерованы, причем в каждом лесничестве нумерация начинается с северо-запада с единицы. Сначала нумеруется верхний ряд, затем по очереди все остальные. Возрастают номера с запада на восток. На углах кварталов (пересечение просек) стоят квартальные столбы. Их стороны, обращенные внутрь кварталов, имеют затесы, на которых написаны номера соответствующих кварталов. На квартальных просеках через 200 или 250 м ставятся визирные столбы, нумерованные римскими или арабскими цифрами. От них в лес идут визирные просеки шириной 0,5 м, обозначенные на местности зарубками на деревьях и вехами - заостренными в верхней части палками высотой 1-1,5 м. Вдоль просек и визиров на затесах деревьев или на колышках высотой 50-70 см имеются стометровые отметки расстояния. Каждая 90 горизонтальная чарта означает 100 м, а каждая наклонная - 500 м. Все установленные в лесу столбы помечены на лесоплане жирными точками. На черно-белые лесопланы наносятся все последние данные о вырубках, посадках и других изменениях в лесу. На цветные лесопланы условными цветами наносятся породы деревьев.
Планы землеустройства составляются на колхозные и совхозные земли в масштабах 1:5000, 1:10000 и 1:25000. Их границы точно стыкуются с границами лесопланов.
Навигационные карты и пособия используются для плавания по судоходным рекам, открытым озерам и морям. Плавания по ним совершают туристы, путешествующие на байдарках под парусами и разборных парусных судах. Различают карты навигационные (морей, озер, судоходных рек) - для ведения прокладки и определения места судна при плавании и справочные - для получения дополнительных сведений о районировании плавания.
Навигационные карты подразделяются на:
планы (1:1000-1:25000), дающие наиболее подробное изображение важного участка; частные карты (1:50000-1:500000), служащие для обеспечения плавания на некотором удалении от берегов. На этих картах достаточно подробно нанесены глубины и береговые объекты, пригодные для определения места судна; генеральные карты для рек и некоторых водохранилищ (1: 10 000-1:100000), удобные для ориентирования при глазомерной проводке судна, так называемые лоцманские. На лоцманскую карту наносят меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки, большие суводи (улова), свальные течения, прибрежные населенные пункты. На отдельных листах могут даваться перекаты и их элементы, рекомендации по проводке судов через эти перекаты. Карты на озера и крупные водохранилища составляются по тем же правилам, что и карты морей, но в прямоугольной проекции.
Туристские схемы и карты выпускаются для районов, по которым пролегают маршруты туристских групп, и знакомят с памятниками истории и культуры, местами жизни и деятельности выдающихся людей, уникальными природными комплексами. На этих схемах и картах показаны гостиницы и кемпинги, места отдыха, сеть автомобильных и железных дорог, крупные населенные пункты, станции техобслуживания, речная сеть и границы лесных массивов. Если схема составлена для горного района (Кавказ, Тянь-Шань), на ней указаны наиболее известные перевалы, обозначены отмывкой горные хребты и равнинная часть, станции контрольно-спасательной службы.
Туристские схемы выпускаются в масштабах 1:500-1:10000, а туристские карты - в масштабах 1:200000, 1:250000 1:300 000 1:400000, 1:600000 и мельче. Иногда на туристских схемах и картах масштаб не указывается. Тогда его можно определить по заранее известным расстояниям для данной местности, используя другие карты, например административные, атласы железных дорог и т. п.
Как правило, на туристских схемах и картах дается направление магнитного меридиана. Если такое направление не указано, его можно определить по компасу на местности - по характерным линейным ориентирам (дороги, реки, каналы), имеющим на данном участке прямолинейное направление.
 

Понятие о масштабе.

Степень уменьшения линий и расстояний на карте по сравнению с их действительными размерами на местности называется масштабом карты. Чем в меньшее число раз местность уменьшена при изображении ее на бумаге, тем крупнее масштаб изображения и наоборот. Например, из двух масштабов 1:25 000 и 1:50 000 первый будет крупнее. От масштаба зависит и степень детализации карты. На карту крупного масштаба наносят больше объектов. Например, небольшой населенный пункт на карте 1 : 25 000 можно изобразить так, что будут видны каждый квартал и улица, а на карте 1 :500 000 этот же населенный пункт будет обозначен только небольшим многоугольником или кружком.
Масштаб наносится на каждую топографическую, географическую карту или план, например: 1:10000, 1:25 000. Такой масштаб называется численным.
Численный масштаб - отвлеченное число, показывающее, во сколько раз уменьшена длина линий местности при изображении ее на карте независимо от того, в каких метрических единицах составлена карта или план. Пользоваться численным масштабом несложно. Покажем это на примере. Предположим, что нам нужно определить расстояние в метрах между двумя точками на карте масштаба 1:50000. Измеряем это расстояние в сантиметрах с помощью линейки. Оно получилось равным 4,2 см. Но так как на карте масштаба 1 :50 000 Изображение местности уменьшено в 50000 раз, то, очевидно, действительное расстояние на местности будет в 50000 раз больше, т. е. 4,2 см Х 50000 = 210000 см. Переведем расстояние, выраженное в сантиметрах, в метры: 1 м =100 см; следовательно 210000 см = 210000 : 100м = 2100м.
Линейный масштаб. Чтобы избежать вычислений, необходимых при пользовании численным масштабом, и получить искомое значение расстояний, работая с картой, строят масштаб линейный. Для этого на прямой линии нужно отложить несколько раз одинаковые отрезки, называемые основанием линейного масштаба. Основание выбирается с таким расчетом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Так, если необходимо построить линейный масштаб для карты или плана масштаба 1:50000, то целесообразно за основание принять отрезок, равный 2 см, тогда каждому такому отрезку будет соответствовать расстояние 1000 м.

ИЗМЕРЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

§ 1. ИЗМЕРЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ) РАССТОЯНИЙ НА КАРТЕ
а) Измерение расстояний циркулем-измерителем

При измерении прямьіх линий игльї циркуля устанавливают на конечньїе точки, затем, не изменяя раствора циркуля, по линейному или поперечному масштабу снимают расстояние

Рис. Определение расстояний по линейному масштабу с помощью циркуля

В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или поперечного масштаба, некоторое целое число километров определяется по квадратам километровой сетки, а остаток — обычным порядком по линейному или поперечному масштабу.

Ломаные линии удобно измерять путем последовательного наращивания раствора циркуля прямолинейными отрезками.
 
 


Рис. 29. Измерение расстояний способом наращивания раствора циркуля
Соответствующее раствору циркуля расстояние определяется порядком, изложенным выше.

Измерение расстояний по кривьім производится шагом циркуля . Длина шага циркуля зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна превышать (для точных измерении) 1 см. Для исключения ошибки вследствие деформации бумаги (карти) длину шага циркуля предварительно проверяют по линии километровой сетки.
 
 
 
 

Рис. Измерение расстояний шагом циркуля

б) Измерение расстояний курвиметром

Для измерения расстояний по карте с помощью курвиметра следует предварительно (вращением колесика) установить стрелку на нулевое (начальное) деление , затем прокатить колесико с равномерным нажимом от исходной до конечной точки. Следует при этом обращать внимание на то, чтобы при продвижении курвиметра показания счета пути возрастали, а не убывали; в противном случае курвиметр надо повернуть на 180°.
Если шкала курвиметра подписана в километрах, полученное расстояние считывается непосредственно со шкалы. Если деления шкалы даны в сантиметрах пути колесика на карте, то полученное число делений надо умножить на цену деления. Во избежание ошибки цену деления рекомендуется определить контрольным промером по линии километровой сетки.
 
 

в) Коэффициент увеличения длины маршрута, измеренного по карте

При измерении длины маршрута вдоль дороги на карте расстояние получается несколько меньше действительного, так как начертание извилистых дорог на картах несколько обобщается (выравнивается), кроме того, уменьшение длины вызывается рельефом и тем, что кривые на дороге измеряются по хордам. Поэтому в результат измерения необходимо вводить специальную поправку (табл. 191).

ПОПРАВКА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЛИНЫ МАРШРУТА, ИЗМЕРЕННОГО ПО КАРТЕ
 
Характер местности Коэффициент поправки при масштабе карты 
1 : 200 000 1 :100 000 1: 50 000
Горная (сильнопересеченная) 1,25  1,20  1,15 
Холмистая (среднепересеченная) 1,15 1,10  1,05 
Равнинная (слабопересеченная) 1,05  1,00  1,00 

ИЗМЕРЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТЕ ВЫСОТЫ ТОЧКИ, НАПРАВЛЕНИЯ И КРУТИЗНЫ СКАТА

а) Определение абсолютных высот и относительных превышений точек
Абсолютную высоту Н точки земной поверхности по карте определяют по горизонталям и отметкам. Если точка расположена на горизонтали, то ее высота равна отметке горизонтали (на рис). Если точка расположена между горизонталями, то ее высота равна отметке нижней горизонтали плюс превышение точки (определяется интерполированием) над этой горизонталью. На рис.  Н(б)=110+5=115 м. Относительное превышение двух точек равно разности абсолютных высот этих точек.
б) Определение направления ската
Направление понижения ската определяется по следующим признакам:
- по водоемам (рекам, озерам) - понижение ската в сторону водоема;
- по указателям направления ската - штрих направлен в сторону понижения;
- по положению подписей горизонталей - цифры подписываются основанием в сторону понижения;
- по отметкам точек - понижение в сторону меньшей отметки.
в) Определение крутизны ската
Основная формула определения крутизны ската:
tg a = h : d
где а - крутизна ската
Н - высота ската (относительное превышение верхнего и нижнего перегибов ската);
d - заложение ската (расстояние в плане между верхним и нижним перегибами ската).
Крутизну ската, не превышающую 20-25°, можно определить приближенно по формуле
a = 60h :d
Для быстрого (глазомерного) определения крутизны оценивают в миллиметрах промежуток d между основными горизонталями (заложение) и по формуле
a = 12:d(мм)
вычисляют крутизну ската в градусах. Этот способ применим лишь при высотах сечения рельефа:
1:25000-5 м,
1:50000-10 м,
1 : 100 000 - 20 м.
Для определения крутизны ската по шкале заложении надо взять циркулем или при помощи полоски бумаги расстояние между двумя смежными основными или утолщенными горизонталями, приложить циркуль, не изменяя его раствора, к шкале и прочитать число градусов у основания шкалы.
Крутизна ската между смежными утолщенными горизонталями определяется по шкале, соответствующей пятикратному сечению.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ ПО КАРТЕ

Профиль удобнее всего строить на миллиметровой бумаге, а при ее отсутствии - на обычной клетчатой.
На карте прочерчивают профильную линию, затем устанавливают и подписывают высоты горизонталей и точек перегиба скатов вдоль профильной линии. Подписи при этом могут делаться лишь в точках перегиба и на некоторых горизонталях - для облегчения определения высот. Определив разность высот, выбирают вертикальный масштаб профиля. Вертикальный масштаб обычно берется крупнее горизонтального в 10 раз. На миллиметровой бумаге проводят линию основания и в соответствии с принятым вертикальным масштабом прочерчивают над ней ряд параллельных горизонтальных линий, соответствующих высоте горизонталей (через одну, через две). В дальнейшем, приложив бумагу к профильной линии АВ на карте, как показано на рис. ,  проектируют (переносят по перпендикулярам) на нее начальную и конечную точки, а также все горизонтали и точки перегиба скатов в соответствии со значением их высоты. Полученные точки соединяются плавной кривой.
Для решения задач на определение видимости строится так называемый сокращенный профиль. В этом случае на профиль строго переносятся лишь точки перегиба скатов. Для определения видимости на профиль переносятся все местные предметы (с учетом их высоты), ограничивающие видимость (леса, постройки и т. п.).
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТ ТОЧКИ

а) Определение прямоугольных координат с помощью циркуля (линейки)
Для определения координаты по оси X (абсциссы) измеряют циркулем или линейкой по перпендикуляру отрезок от данной точки (цели) до лежащей ниже километровой линии. К полученной величине, выраженной в метрах, приписывают слева оцифровку километровой линии. Аналогичным приемом определяют и координату по оси Y (ординату), т. е. измеряют по перпендикуляру отрезок от цели до проходящей слева километровой линии и к полученной величине (в метрах) приписывают слева оцифровку данной километровой линии (рис.). 
 
 
б.) Определение прямоугольных координат с помощью координатомера
На квадрат, в котором расположена цель, накладывают координатомер так, чтобы одна его шкала совпала с нижней стороной квадрата (рис. ), и передвигают координатомер вдоль этой линии до совпадения второй шкалы с целью. При этом положении коордитомера берут отсчёты. Отсчёту по вертикальной шкале соответствует отрезок по оси X, отсчёту по горизонтальной шкале - отрезок по оси Y . 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА НА МЕСТНОСТИ

а) Определение сторон горизонта по Солнцу
Приближенное (глазомерное) определение сторон горизонта по Солнцу производится исходя из того, что в северном полушарии Солнце примерно находится:
- в 7 часов - на востоке;
- в 13 часов - на юге;
- в 19 часов - на западе;
- в 1 час - на севере.
Среднее перемещение Солнца в течение 1 ч равно 15°. Разность времени в данный момент и в 13 часов (в полдень), умноженная на 15, даст угол, на который Солнце в данный момент отклонено от направления на юг.
Определение сторон горизонта по Солнцу с помощью часов выполняется следующим образом. Держа часы в горизонтальном положении, поворачивают их так, чтобы часовая стрелка своим острием была направлена в сторону Солнца. Прямая, делящая угол между часовой стрелкой и направлением от центра часов на цифру "1" циферблата, укажет направление на юг (рис. 1).
Для повышения точности определения сторон горизонта этим способом в южных районах можно применить несколько видоизмененный способ (рис. 2):
 
 
 


- часам придают не горизонтальное, а наклонное положение (для широты 50-40° -под углом 40-50° к горизонту), при этом часы держат цифрой "1" от себя;
- найдя на циферблате середину дуги между часовой стрелкой и цифрой "1", прикладывают здесь спичку, как показано на рисунке, т. е. перпендикулярно циферблату;
- не изменяя положения часов, поворачиваются вместе с ними по отношению к Солнцу так, чтобы тень от спички проходила через центр циферблата.
В этот момент цифра "1" будет находиться в направлении на юг.
 
 
 
 
 
 

Можно приближенно определить направление сторон горизонта по перемещению вершины тени. Для этого на ровной площадке устанавливают палку и отмечают (колышком, камнем) вершину ее тени. Через 10-20 мин отмечают второе положение вершины тени. Прямая от первой отметки ко второй укажет приближенно направление запад - восток, а перпендикуляр к ней - север-юг (рис. 3).
Удобство этого способа заключается в том, что он может применяться, когда время неизвестно.
 
 
 
 
 
 


 

б) Определение сторон горизонта по Полярной звезде
Практически для простейших определений принимается, что Полярная звезда находится в направлении на север (отклонение-* около 1°).
Местоположение Поляр ной звезды определяется по созвездию Большой Медведицы: мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды "ковша" (а и р), и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими двумя звездами. Здесь находится Полярная звезда, которая опознается по яркости; она ярче всех окружающих ее звезд и примерно равна по яркости звездам созвездия Большой Медведицы. Кроме того, Полярная звезда является концевой звездой "ручки ковша" созвездия Малой Медведицы (рис. 4).
 
 
в) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов
Признаки, обусловленные расположением предметов по отношению к Солнцу:
- кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;
- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;
- с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;
- весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;
- ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;
- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - "шипы", направленные на юг;
- в горах дуб чаще произрастает на южных склонах. Прочие признаки:
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
- алтари католических церквей (костелов) обращены на запад;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;
- кумирни (языческие молельни с идолами) обращены фасадом на юг;
- просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север - юг и запад - восток; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг.
Ввиду того что под воздействием различных причин в действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании необходимо учитывать не один, а несколько признаков.
г) Определение сторон горизонта с помощью карты
Для решения задачи необходимо ориентировать карту по линии местности или ориентирам; затем заметить ориентир вдоль восточной или западной рамки карты в северном направлении. Направление на ориентир будет направлением на север

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГНИТНЫХ АЗИМУТОВ НАПРАВЛЕНИЙ НА МЕСТНОСТИ

а) Определение азимута направления с помощью компаса системы Адрианова
Порядок действий:

- стать лицом в заданном направлении;
- держа компас в левой руке в горизонтальном положении перед собой и на высоте 10-12 см ниже уровня глаз, правой рукой освободить тормоз магнитной стрелки;
- поворотом компаса подвести нулевой штрих лимба под северный конец магнитной стрелки;
- удерживая компас в ориентированном положении, поворо том вращающейся крышки направить визирную линию (линия, про ходящая через прорезь и мушку) в заданном направлении, мушкой в сторону ориентира (от себя). Совмещение визирной линии ком паса с направлением на ориентир достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на ориентир и обратно; поднимать для этой цели компас до уровня глаз не рекомендуется, так как при этом сбивается ориентировка компаса и точность определения азимута не повышается, а наоборот, резко снижается;
- зажать магнитную стрелку тормозом и снять отсчет угла против острия указателя отсчета у мушки; это и будет магнитный азимут направления.

НАХОЖДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ ПО ЗАДАННОМУ АЗИМУТУ

Порядок действий с компасом системы Адрианова:
установить на лимбе указатель отсчета у мушки на задан ный отсчет угла (магнитный азимут);
отпустив стрелку компаса и грубо подведя под ее северный конец нулевой отсчет лимба, примерно определить заданное на правление на местности и стать к нему лицом;
держа компас в левой руке перед собой на высоте 10- 12 см ниже уровня глаз, ориентировать компас (точно подвести нулевой отсчет лимба под северный конец стрелки);
заметить на местности удаленный ориентир в направлении визирной линии компаса. Направление на ориентир и будет искомым направлением.
 

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО КАРТЕ (НА МЕСТЕ)

Ориентирование по карте - основной способ ориентирования на незнакомой местности. Осуществляется оно в следующей принципиальной последовательности:
1. Ориентируется карта;
2. Опознаются ориентиры (местные предметы и элементы рельефа) общие для карты и местности;
3. Определяется точка стояния;
4. Сличается карта с местностью.
Ориентирование карты производится по компасу или линейному объекту (дороге, контуру и т. п.).
Опознание ориентиров - самый ответственный этап ориентирования по карте, так как только обнаружив на карте изображения местных предметов или элементов рельефа, наблюдаемых на местности, возможно определить свою точку стояния.
При осмотре местности замечают в первую очередь наиболее крупные, выделяющиеся объекты местности и такие, которые в данном районе встречаются сравнительно редко; при этом обращают внимание на их взаимное положение и расположение относительно сторон горизонта. Например, озеро находится западнее точки стояния, шоссе проходит восточнее озера с севера на юг и т. д. Пользуясь этими признаками, находят на карте замеченные объекты местности, а правильность опознания их проверяют по окружающим местным предметам и рельефу.
Если ориентиры не удалось опознать, то осуществить ориентирование по карте в данном месте невозможно и следует, если это допустимо по условиям обстановки, сменить точку стояния, так чтобы открылась видимость других ориентиров, после чего попытаться опознать эти ориентиры на карте. При обнаружении на местности и карте соответствующих ориентиров точка стояния определяется одним из способов, изложенных в настоящей главе.
Заключительный этап ориентирования - уяснение окружающей обстановки; оно производится методом последовательного сличения (сопоставления) карты с местностью.
Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдаемого на местности, надо, не сбивая ориентировки карты, стать лицом к определяемому предмету, приложить линейку к точке стояния и направить ее на требуемый предмет; затем, просматривая карту вдоль ребра линейки и сообразуясь с расстоянием до предмета, оцениваемым на глаз, найти искомый условный знак, Для того чтобы легче определить на местности объект, показанный на карте, прикладывают линейку к линии точка стояния - объект и в направлении линейки, с учетом расстояния, находят искомый объект.

Ориентирование карты, определение точки стояния 

 Ориентирование на местности включает определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров), выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения на местности ориентиров, рубежей, и других объектов. 

По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости. 
Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо прежде всего сориентировать карту и определить точку своего стояния. 

Для ориентирования карты применяются следующие способы: 


1. По линейному ориентиру   В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку, берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги (линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте. 


2. По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. 

При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера. 

При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис.1). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) - влево. 

Ориентирование карты по компасу

 Ориентирование карты по компасу. 

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале. 

Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается. 

Следует помнить , что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов, боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной стрелки. 



3. По направлению на ориентир карту ориентируют так ке, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой - либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте. 

  При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности. 

Ориентирование карты по направлению на ориентирОриентирование карты по направлению на ориентир. 
Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша. Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно. 

Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте. 
В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния. 



4. По Полярной звезде карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север. 

Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно определить одним из следующих способов

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис.1). 

 Определение точки стояния по ближайшим ориентирам. 

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния. 

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния. 



Промером расстояний . Двигаясь по дороге (по просеке в лесу или другой линии на местности), обозначенной на карте, замерить парами шагов (по спидометру ма­шины) пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь от­ложить измеренное (пройденное) расстояние по масштабу на карте в нужном направлении. 

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры). 

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов: 

Определение точки стояния по створу и линейному ориентиру. 

- по створу и линейному ориентиру . Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния; 

- по створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис.2 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния; 

 Определение точки стояния по створу и боковому ориетиру. 

- по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния. 


Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. 

По боковому ориентиру  засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния. 

Определение точки стояния

 Определение точки стояния засечкой по боковому ориентиру. 

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру. 

По двум - трем ориентирам   засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной. 

Определение точки стояния

Определение точки стояния засечкой по трём ориентирам (обратной засечкой). 

Засечка по измеренным (построенным) углам (способ Болотова) выполняется в такой последовательности: 

Определения точки стояния

Определение точки стояния способом Болотова. 

- с помощью компаса измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте; 

- строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности; 

- накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

- совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния. 

По обратным дирекционным углам   засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния. 

Определения точки стояния

 Определение точки стояния засечкой по обратным дирекционным углам. 

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты. 

При движении по бездорожью, когда точка стояния ни­чем не обозначена на карте, ее можно определить обратной засечкой по двум-трем направлениям. Для этого надо вы­брать на карте и на местности 2-3 ориентира. Затем ориентировать карту по компасу и аналогично предыдущему спо­собу провизировать и прочертить по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения прочерченных линий и будет точкой стояния. 
 

ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ

а) Подготовка по карте данных для движения по азимутам
Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено.
Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные - азимуты и расстояния:
на карте намечается маршрут (путь движения) с ориентирами у поворотов;
измеряются по карте дирекционный угол и длина каждого участка маршрута;
дирекционные углы переводятся (с учетом поправки, указанной на карте) в магнитные азимуты; данные для движения вписываются в таблицу либо записываются непосредственно на карте или специально составленной схеме
б) Движение по азимутам
На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени).
В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют предмет, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.
в) Обход препятствий
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
         Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие: заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия; обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.
В т о р о й способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

 ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ МЕСТНОСТИ

а) Особенности ориентирования в лесу
Основным средством ориентирования относительно сторон горизонта и выдерживания направления движения в лесу вне дорог является компас. Вспомогательными способами ориентирования могут быть: ориентирование по признакам местных предметов и по небесным светилам.
В лесу в качестве ориентиров используются:
- просеки, дороги и их пересечения (развилки);
- реки и ручьи (учитываются направление их течения, характерные изгибы и переправы).;
- ярко выраженные формы рельефа (обрывы, крутые скаты, вершины, курганы, ямы);
- поляны, вырубки, границы участков редколесья, кустов, гарей;
- заболоченные участки и др.
При движении в лесу по азимутам следует учитывать, что возможна большая ошибка в измерении расстояний. Ошибка будет тем больше, чем гуще лес и чем труднее он проходим (бурелом, густые заросли и другие препятствия). В труднопроходимом лесу ошибка может достигать величины, равной 50% пройденного пути. Расстояние в этом случае целесообразно определять по времени, исходя из заранее определенной средней скорости движения.
б) Особенности ориентирования в пустынно-степной местности
Основной способ выдерживания направления при передвижении вне дорог - движение по азимутам.
Основные ориентиры - выдающиеся возвышения и редкие местные предметы, в том числе каналы, колодцы, сооружения, связанные с религиозными культами.
Для выдерживания направления могут быть использованы следующие местные признаки:
- направление ветра;
- направление борозд в глинах и известняках (в сторону господствующих ветров);
- направление дюн, барханов и ряби на песке (перпендикулярно направлению ветров);
- крутизна склонов дюн и барханов (наветренные - до 15°, подветренные - до 40°);
- накопление снега в углублениях и за препятствиями с подветренной стороны;
- снежные козырьки с подветренной стороны сугробов;
- направление снежных волн и ряби (перпендикулярно направлению ветров).
В целях использования весьма удаленных ориентиров целесообразно иметь карту на большой район.
в) Особенности ориентирования в крупных населенных пунктах
Для ориентирования необходимо использовать карты крупного масштаба (1:25 000 и крупнее), планы и аэроснимки. Следует учитывать, что на картах масштаба 1 : 50 000 и мельче кварталы обобщаются, улицы и проезды наносятся лишь главные, насколько позволяет масштаб.
В качестве основных ориентиров в городах могут служить:
- главные (магистральные) улицы, площади;
- выделяющиеся промышленные предприятия, башни, высокие здания;
- железные дороги, реки, каналы и мосты (путепроводы). Для прохода колоннами крупных городов необходимо организовать службу регулирования.
г) Особенности ориентирования в горах
Ориентироваться в горах удобнее всего, осматривая местность с высот, обеспечивающих наилучший обзор. В качестве ориентиров, как правило, используются:
- дороги, жилища, геодезические и астрономические знаки;
- реки, ручьи, в особенности места их слияния;
- выделяющиеся вершины гор, утесы, скалы;
- ущелья, крутые склоны (скалистые или с осыпью);
- контуры лесов, лугов, ледников.
Общее направление движения выдерживается по компасу. В дополнение к этому важнейшим признаком для ориентирования является профиль маршрута - подъемы, спуски и их крутизна, повороты дорог, положение их относительно скатов (например, спуск влево, подъем вправо), расстояния между поворотами.
Полезно также знать следующие специфические признаки:
- во многих районах южные склоны гор положе, северные - круче;
- деревья лиственных пород (прежде всего дуб) произрастают преимущественно на южных склонах, хвойные - на северных;
- травяной покров преобладает на южных склонах, древесная растительность - на северных;
- зона снегов на северных склонах спускается ниже, чем на южных;
- виноградники разбиваются, как правило, на южных склонах.
При глазомерной оценке расстояний следует помнить, что из-за большой прозрачности воздуха, резких перегибов и крупных форм рельефа в горах расстояния до предметов кажутся значительно меньшими, чем в действительности.

Компас


Основы работы с компасом

Что такое азимут.
Азимут - это угол между Севером и нужным нам предметом.

Как определить азимут, зная местонахождение предмета:

  • Уровнять стрелку компаса с меткой С или N на шкале.
  • Навести указатель или мушку на предмет.
  • Считать на шкале компаса показания указателя или мушки.
Это и есть азимут в числовом виде.

Как определить местонахождение предмета, зная азимут:

  • Уровнять стрелку компаса с меткой С или N на шкале.
  • Навести указатель или мушку на указанное число.
  • Определить направление на предмет по указателю или мушке.
Для определения местонахождения нужного предмета нужно знать расстояние до него.

Определение времени по компасу:

  • Определить азимут на солнце.
  • Полученное число поделить на пятнадцать (360:15=24), остаток умножить на четыре.
Первое число - часы, второе - минуты.

Любой компас следует периодически проверять. Для этого надо положить его горизонтально, дать стрелке успокоиться и заметить деление, возле которого она остановилась. Потом поднести к компасу какой-то металлический предмет, чтобы вывести стрелку из равновесия, и быстро убрать его.

Если после ряда колебаний стрелка остановится возле прежнего деления, значит, компас работает правильно, если нет-лучше заменить его другим. В походе компас, если им не пользуются, должен всегда стоять на тормозе. Когда кончают работать с компасом, то сначала надо поставить стрелку на тормоз, а уже потом как-то перемещать его (опускать руку, убирать в карман и т. д.).
Несоблюдение этого правила ведет к быстрому изнашиванию компаса и выходу его из строя.

Топографическое ориентирование. Под топографическим ориентированием следует понимать ориентирование на местности, т. е., определение места своего расположения относительно к сторонам горизонта, окружающим явным предметам и рельефу местности. Ориентирование на местности начинается с определения сторон горизонта по компасу. Из многочисленных систем компасов в туристской практике нашел самое широкое применение жидкостный компас. Преимущество этого компаса заключается в исключительно быстрой готовности к работе и в простоте обслуживания. Компас снабжен лупой для чтения карт и шайбой-шагометром, которые находятся на основной плите прибора.

Компас

При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно подвешенном состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и на юг. Но это приближенно. Стрелка располагается не по направлению истинного (географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана. Угол между истинным меридианом и магнитным называется склонением магнитной стрелки (магнитное склонение). Оно для каждой местности различно и может быть восточным (со знаком +) или западным (со знаком -). Величина его для большей территории Европы и Азии не превышает 5—7°, за исключением районов магнитных аномалий. Поэтому в большинстве случаев можно считать, что магнитный меридиан практически совпадает с истинным, и северный конец стрелки показывает направление примерно на север. Однако для более точного ориентирования, особенно при движении по азимутам, нужно учитывать величину склонения, которая указывается на топографических картах.

Чтобы с помощью компаса определить стороны горизонта, следует отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец стрелки оказался против буквы «С» (север). При таком положении буквы «В», «3» и «Ю» укажут направление на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо предмет - ориентир, который и будет в дальнейшем использоваться для ориентирования при движении по маршруту.



Источники:


Наверх


Rambler's Top100Rambler's Top100

 
 
Используются технологии uCoz